"Смысл всей нашей политики - это сбережение людей" - В.Путин
Комментарий
Алексей Корягин, председатель Объединения потребителей России

Государство и общество – нужна общая повестка
Но где общественные советы?

Владимир Путин вновь в своем очередном Послании проводит мысль о необходимости укреплять взаимосвязи и доверие между гражданским обществом и органами власти. Социальный гражданский потенциал страны - он считает - бесценным при реализации планов развития России. Как считает Владимир Путин «в целом мы должны значительно расширить возможности площадок, на которых идет диалог государства и общества, в первую очередь Общественной палаты и региональных общественных палат».
В общественных палатах Президент видит коллективных экспертов законопроектов и государственных решений, в том числе, и в рамках нулевого чтения, «которое призвано служить эффективным механизмом обратной связи».
Надо отдать должно общественным палатам – в целом деятельность их членов набирает положительный опыт. Но площадок, о которых говорил Владимир Путин, явно не достаточно, и сами общественные палаты с объемом социальных инициатив граждан явно не справятся. К сожалению, так и не стали продуктивными «площадками диалога» общественные советы при различных ведомствах, а во многих ведомственных структурах они оказались не сформированы. Напомню, что год назад в своем предыдущем Послании Президент призвал к созданию советов при органах исполнительной власти. Там же Владимир Путин определил и их функцию – экспертиза, оппонирование чиновникам и противодействие коррупции. Ранее о необходимости изменить работу таких общественных органов он писал и в своей статье «Демократия и качество государства».
Что мы имеем в этой связи сегодня, например, с Роспотребнадзором? Общественных советов при Роспотребнадзоре, сформированных по новым принципам (в том числе - без чиновников), ни на федеральном уровне, ни на столичном - нет. Вопрос этот просто заблокирован чиновниками (безнадежно затянут – в лучшем случае). Почему? Ответ прост – боязнь общественного контроля, право на который сейчас предоставлен таким Советам, и процесс которого самим чиновникам уже будет трудно контролировать (что они очень любят делать). То есть общественные советы – угроза коррупционных и бюрократических разоблачений, чего чиновники обоснованно опасаются. Или боятся им нечего? Тогда что – «не идут в ногу» с Президентом?
ЖДЕМ ВАС
Надоело смотреть, как в магазинах нарушают права потребителей?
Мечтаете навести в них порядок?
общественный контроль
 ВСТУПАЙТЕ В РЯДЫ
общественных контролеров!
Учитесь с нами
Школа муниципального политика
Навести порядок в районе научат в Школе муниципального политика!

Школа муниципального политика – это проект Объединения потребителей России для истинных патриотов нашей страны, которые уже сейчас хотят действовать в интересах Родины и народного большинства России, посвящая свою общественно-политическую деятельность вопросам местной политики. Для этого они готовы начать свой политический путь с органов местного самоуправления, потому что желают навести порядок, в первую очередь, там, где живут они, их близкие и друзья.

Важно знать

Когда можно применить Закон "О защите прав потребителей"

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, участниками которых являются потребители и организации (индивидуальные предприниматели).

В этих отношениях потребитель – это обязательно физическое лицо (гражданин), который только имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги), уже приобретает или уже использует приобретенные ранее товары (работы, услуги). При этом приобретать и использовать товары (работы, услуги) потребитель должен исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Итак, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Другая сторона этих отношений – юридическое лицо (организация) либо индивидуальный предприниматель, которые могут выступать в роли продавца, изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации, импортера.

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров потребителям по договору купли-продажи.

Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (далее по тексту настоящего издания - уполномоченная организация).

Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров:

- розничной купли-продажи;
- подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
- найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение;
- по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю или собственнику жилого помещения необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;
- об оказании услуг (платных образовательных, туристских, платных медицинских, связи, общественного питания и т.п.);
- участия в долевом строительстве;
- страхования (как личного, так и имущественного);
- перевозки граждан (их багажа и грузов);
- комиссии;
- хранения;
- аренды, включая прокат;
- банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин;
- на оказание финансовых услуг, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
- из предварительного договора, по условиям которого гражданин фактически выражает намерение на возмездной основе заказать или приобрести в будущем товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- оказания гражданам платных услуг (работ), выполняемых товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан;
- добровольного и обязательного медицинского страхования по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями;
- посреднических услуг на рынке сделок с недвижимостью (риэлтерские услуги, заключающиеся, в частности, в подборе вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, помощи в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан);
- договоров, заключенных гражданами, имеющими право на государственную социальную помощь и использующими в ходе ее реализации товары или услуги;
- других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Законодательство о защите прав потребителей распространяется и на отношения по приобретению товаров (работ, услуг) по возмездному договору, если цена в таком договоре не указана.

Потребителем услуги признается и гражданин, который пользуется услугами личного характера, хотя они и заказаны для производственных нужд (например, услугой по перевозке, услугой по размещению в гостинице во время командировки).

Основы законодательства о защите прав потребителей заложены Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I “О защите прав потребителей”.

В части не урегулированной Законом «О защите прав потребителей», к подобным отношениям также применяются положения:

- Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);
- других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Разъяснения по ряду принципиальных вопросов, возникающих при рассмотрении дел о защите потребителей, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” и в Обзоре Верховного суда РФ от 01.02.2012 по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей.

Верховный суд пояснил, что хотя отдельные виды отношений с участием потребителей и регулируются специальными законами Российской Федерации (по договору участия в долевом строительстве, договору страхования, как личного, так и имущественного, договору банковского вклада, договору перевозки, договору энергоснабжения и др.), к подобным отношениям Закон «О защите прав потребителей» применяется в части тех прав, которые не урегулированы специальными законами, а именно:
- право граждан на предоставление информации (статьи 8-12 Закона);
- ответственность за нарушение прав потребителей (статья 13 Закона);
- возмещение вреда (статья 14 Закона);
- компенсация морального вреда (статья 15 Закона);
- альтернативная подсудность (пункт 2 статьи 17 Закона);
- освобождение от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17 Закона) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 также разъясняется, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам должно применяться законодательство о защите прав потребителей.

Об отношениях, к которым законодательство по защите прав потребителей не применяется,   читайте в статье  "Когда закон нас не защищает".

Мнение
Наталия Старостина, председатель Совета регионального отделения ОПР в г. Москва

Муниципальные депутаты и защита прав потребителей

Осенью 2017-го года в Москве состоятся очередные выборы депутатов Советов депутатов муниципальных образований. Мы – москвичи – будем выбирать муниципальных депутатов в представительные органы местного самоуправления, которые должны быть наиболее близки и понятны нам – обычным людям,  знакомы с нашими проблемами и заботами.

Какие это в основном проблемы? Они близки каждому и имеют «потребительские признаки», это – вопросы качества жилищно-коммунальных услуг и добросовестности управляющих компаний, обустройство дворов и наших улиц, культура обслуживания в магазинах и безопасность продуктов, возможности заниматься физкультурой и спортом в своем районе, и другие, касающиеся удобства и защищенности в нашей повседневной жизни. Одной фразой – это, в первую очередь, вопросы благополучия нашей жизни в месте нашего постоянного проживания.

Вот, это и есть вопросы местного значения, которыми занимаются муниципальные депутаты. Именно новых муниципальных депутатов мы и будем выбирать в следующем году на очередные пять лет. Срок полномочий значительный! А роль муниципальных депутатов в жизни горожан не меньше, чем роль депутатов Государственной думы. И вопрос в этой связи не только в том – кого выбрать, а больше в том – кого выдвинуть? На вопрос – кого выбрать? – мы будем отвечать в ходе голосования следующей осенью, а вот над тем, кого нам выдвинуть кандидатом на местных выборах, стоит подумать сейчас, чтобы, как водится, этот вопрос не попытались решить за нас разные чиновники. Ответ здесь кажется простым – выдвигать надо людей, которые, как говорится, имеют активную гражданскую позицию, готовы стать местным депутатом, чтобы защищать права жителей своего района. Но при этом надо учитывать следующее – объективно в Москве происходят динамичные преобразования практически во всех ее сферах, которые проводит городская законодательная и исполнительная власть, и при этом, как следствие, возрастает ответственность органов местного самоуправления за благополучную жизнь москвичей, в которую такие преобразования в любом случае вторгаются. Представительская функция местного депутата в этой связи увеличивается. Местный депутат сегодня – это уже в полном смысле муниципальный политик, представитель и защитник интересов жителей, их «парламентер» в отношениях с городской властью, а не какой-то «младший по званию» или «подчиненное лицо». Чтобы стать самостоятельным местным политиком, нужно быть в курсе основных проблем жителей своего района, округа, города. Для такой включенности полезно входить в общественную организацию, например, в объединение потребителей. Именно такую возможность – открыть местное (районное) отделение - и предоставляет всем активным людям Объединение потребителей России. Мы планируем создать к будущим муниципальным выборам содружество защитников интересов потребителей, которые будут участвовать в избирательной кампании с единой программой действий. Основой для такого подхода для нас является Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве», в восьмой статье которого сказано о том, что к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей. Очевидно, что на сегодня защитников потребителей среди действующих местных депутатов практически нет. Но такая «специализация» крайне необходима для решения именно повседневных вопросов жителей. Значит, депутатами должны становиться представители обществ и объединений потребителей. И мы готовы работать в интересах москвичей! Каждый, кто разделяет мою позицию, может обратиться ко мне лично по вопросу участия в деятельности Объединения потребителей России в Москве и открытии нашего местного отделения в своем районе. Пишите: opr_mos@mail.ru.

Хорошо должно быть там, где мы живем сейчас, что и зависит от нас самих. 

Поиск
Потребителю
Наши партнеры
Объединение потребителей РоссииАгентство информирования потребителей ОСОКА
интернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯПроект "Знак качества"
ОПР в Подмосковье